Студенты ОТиПЛа на V-NYI
Новости
31 июля подошел к концу очередной сезон летней школы NYI, о которой мы неоднократно рассказывали. Многие наши студенты принимали в ней участие и в этом году. Мы попросили некоторых из них поделиться впечатлениями.
Юля Панченко:
— Честно говоря, этим летом я собиралась от всего отдохнуть, но подалась на NYI, понимая, что шанса приехать туда в ближайшие несколько лет у меня, скорее всего, больше не будет. Я тренирую и надеюсь продолжать тренировать сборную на международную олимпиаду по лингвистике, и в июле обычно занята сборами и самой олимпиадой. В этом году она отменилась, и у меня появилась возможность поучаствовать в летней школе, где я сама буду учиться чему-то новому, а не учить других.
Мне очень понравилось заполнять заявку, хотя на неё ушел не один день: нужно было написать три эссе и составить CV (с нежностью вспомнила наш курс по методике научной работы). Пришлось напрячься, но сразу появилось ощущение, что я участвую в чем-то крутом и серьёзном.
Из курсов, которые я выбрала, мне больше всего нравятся два курса по экспериментальной лингвистике и курс про Sign Language Studies. Весной я начала потихоньку учить русский жестовый язык и интересоваться тем, как жестовые языки изучает лингвистика, так что очень обрадовалась, когда увидела эту тему в списке курсов. Еще за время NYI я отрефлексировала, что больше всего люблю лекции с обзорами большого числа исследований внутри какой-то области — среди моих курсов таких как раз много.
Из лекций, общих для всех участников летней школы (я стараюсь их не пропускать), мне больше всего понравилась сегодняшняя лекция про творчество Набокова. Я вообще немного скучаю по лекциям о филологии, которые почти исчезли из моей жизни с окончанием школы. Здесь же на NYI я взяла курс по американской драматической литературе и театру, благодаря которому узнала пьесу Джулии Чо «Language Archive». Ее главный герой — лингвист, и важной темой в ней является вымирающий малый язык, пьеса совсем небольшая и я очень советую ее прочитать. Правда, немного жалею, что не взяла вместо американской литературы курс про финитность.
Даша Белова:
— С середины весны я начала наблюдать, как рушатся мои планы на лето (помните ту культовую сцену в «Бойцовском клубе», где герои стоит у окна и смотрят на взрывающиеся небоскребы? Ощущения были примерно такие). Сначала отменилась венская конференция, потом экспедиция, потом летняя школа, где я должна была преподавать... Поэтому за новость об онлайн-NYI я схватилась как утопающий за соломинку. Во-первых, об этой школе я слышала уже давно, а во-вторых, в мире без пандемии в это время я бы уже была в поле и ни на какую школу бы не попала.
Из курсов самым интересным для меня оказался, наверно, курс про финитность от профессора Вурмбранд. В лингвистике часто так бывает, что приходишь с вопросом: «А что это вообще такое?», а тебе в ответ: «Честно говоря, мы понятия не имеем, зато смотри, как языки круто умеют делать!». С категорией финитности именно это и происходит, поэтому слушать курс очень увлекательно — много новой информации, языковых данных и подходов к ним. И ещё хочу отметить лекцию про иконический плюралис в американском жестовом языке в рамках курса Topics in Sign Language Studies. Я не покривлю душой, если скажу, что это одна из самых классных лингвистических лекций, которые я вообще когда-либо слушала.
Кроме курсов есть еще пленарные доклады от приглашенных лекторов. NYI — школа не только по лингвистике, но и по cultural studies, и так получается, что социологических и культурологических пленарных лекций больше, чем лингвистических. Я этому очень рада — не знаю, где еще у меня была бы возможность послушать целый ряд докладов от разных исследователей про феномен Black Lives Matter.
На первом скрине мы в небольших группах обсуждаем домашнее задание по финитности — примеры из разных языков, когда финитные и нефинитные сентенциальные актанты при одном и том же главном глаголе описывают разные ситуации (например, «я забыл полить цветы» и «я забыл, что полил цветы»). А на втором — неформальное собрание пятничным вечером, которое заменяло традиционный поход на Думскую. Несколько раз из большой беседы нас на недолгое время рандомно распределяли на небольшие комнаты по 5-7 человек, где можно было пообщаться, и это был (немного неловкий, но) забавный и приятный опыт. В одной беседе, например, профессор из К-сожалению-не-расслышала-какого американского университета рассказал, что проводит для своих студентов этакую экспресс-полевую работу: приглашает носителя малого языка, и студенты в течение семестра должны создать описание этого языка, не прибегая к литературе. Я бы хотела поучаствовать в подобном!
На скринах семинар и вечеринка выглядят почти одинаково, но думаю, что мы все к этому привыкли.
Ая Тугутова:
— В этом году я в четвертый раз стала студентом NYI, но впервые школа проходит в виртуальном Санкт-Петербурге. Мои друзья не перестают удивляться, почему я даже летом предпочитаю отдыху занятия. Кажется, что участие в летних школах стало для меня не просто посещением семинаров, а совокупностью новых впечатлений: от исследования туристических точек в городе и постоянных знакомств с людьми из самых разных уголков мира до бесконечной череды полезных домашних заданий и западной манеры преподавания. Если честно, в этом году я впервые за 5 лет хотела взять перерыв, но онлайн-формат казался слишком привлекательным, чтобы не подать заявку. Очутившись в ситуации, когда неожиданно втягиваешься в круговорот семинаров в разгар лета при загруженном расписании, я решила сменить свою обычную тактику и попробовать что-то новое.
В этот раз эксперимент заключался в записи на культурологические занятия. Из лингвистики я не смогла отказаться только от лекций Песецкого по синтаксису. За все предыдущие три года в NYI я только единожды брала культурологический семинар. Для меня это решение было своеобразным выходом за рамки комфорта, так как формат таких занятий предполагает гораздо больше интерактива между участниками, а я предпочитаю пассивно слушать лекции. За эти две недели я узнала о том, как коронавирус повлиял на “колонизацию” данных интернет-пользователей, как Instagram и местные инфлюенсеры формирует так называемый ‘tourist gaze’ и наше восприятие фотографий, а также этично ли национальным меньшинствам заниматься культурной апроприацией друг друга.
Обаяние NYI кроется в деталях: например, помимо семинаров есть возможность посещать кинопоказы. Мне как человеку с подпиской на онлайн-кинотеатр на два года вперед и ежедневным просмотром контента, находить неисследованные истории становится всё сложнее. Однако программа NYI производит на меня неизгладимое впечатление каждый раз. Так, традиционный фильм-открытие “Гарольд и Мод” посвящен любви с шестидесятилетней разницей в возрасте. Остальные фильмы поднимают такие темы как классовое неравенство, право женщины на аборт, детская проституция и многие другие острые социальные проблемы. Репертуар очень богатый: в этом году я успела посмотреть первый фильм с использованием озвучивания синхронных реплик "Певец джаза" 1927 года и “Ферму “Мадбаунд", снятый на 90 лет позже, – первый фильм Netflix, номинированный на Оскар. Вторая неделя была посвящена кинолентам, снятым женщинами-режиссерами из разных стран, в рамках курса “Интерсекциональные подходы в феминистических фильмах”.
Если честно, было сложно представить, как NYI сможет сохранить социальную составляющую между участниками, однако преград действительно не существует. Вечеринки в Zoom в чат-комнатах с рандомными участниками действительно похожи на хаотичные первые дни, когда люди знакомятся оффлайн — это может быть человек в очереди в столовую или сосед в автобусе — никогда не угадаешь, когда это может произойти. Это бывает порой неловко, бывает очень продуктивно, но в любом случае не оставляет равнодушным. А организатор школы Джон Бейлин так же эффектно врывается в середине zoom-семинара с виртуальным фоном Санкт-Петербурга, чтобы сделать важное объявление. Эти детали заставляют задуматься, что атмосфера школы совсем не изменилась в новых условиях. Для меня NYI гораздо больше, чем просто занятия, это маленькая жизнь.
P.S. Приятный бонус, что Spotify официально пришел в Россию, ведь так мы можем послушать плейлист NYI, составленный участниками школы. Он действительно чудесный, что не может не радовать — находиться среди единомышленников не только в сфере знаний, но и за ее пределами действительно очень воодушевляет. Yay to NYI!