Аспирантура

Аспирантская программа ОТиПЛа нацелена на подготовку высококвалифицированных научных кадров в области теоретической и прикладной лингвистики по специальностям 10.02.19 — Теория языка, 10.02.20 — Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, 10.02.21 — Прикладная и математическая лингвистика. Цель обучения в аспирантуре — проведение диссертационного исследования, находящегося на переднем крае современной лингвистической науки.

Обучение по программам аспирантуры кафедры теоретической и прикладной лингвистики содержит в себе несколько блоков:

  • учебные дисциплины по специальности
  • общенаучные и межкафедральные дисциплины
  • научно-исследовательская работа
  • педагогическая практика

На первом году обучения аспиранты слушают курсы, необходимые для сдачи экзаменов кандидатского минимума: по специальности, по иностранному языку (английский / немецкий / французский), по истории и философии науки. В конце мая проходят соответствующие экзамены. Кроме этого аспиранты должны выбрать тему своего исследования и утвердить её на заседании кафедры. Как правило, это происходит в течение первого месяца после зачисления, то есть в октябре.

Второй и третий годы посвящены научным исследованиям под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителем и другими сотрудниками кафедры. В процессе обучения предполагаются различные виды самостоятельной научной деятельности, выступления на конференциях, подготовка публикаций по теме исследования.

На втором году обучения каждый аспирант должен сдать зачёты по одному внутрикафедральному и одному межкафедральному курсу в каждый из семестров (список курсов доступен на странице отдела аспирантуры) и пройти педагогическую практику либо в первом, либо во втором семестре. Педпрактика может заключаться как в ассистировании на лекциях, так и в проведении самостоятельного спецкурса для студентов ОТиПЛа — это каждый аспирант решает со своим научным руководителем. В первом семестре второго года обучения также необходимо сдать зачёт по курсу «Психология и педагогика высшей школы».

Последний год в аспирантуре не подразумевает обязательного посещения учебных курсов, все силы предполагается бросать на работу над диссертацией. В конце третьего года обучения аспирант подготавливает и защищает две квалификационные работы — педагогическую (в начале июня) и научную (в первой половине сентября). Первая представляет собой программу самостоятельно разработанного аспирантом учебного курса по лингвистике для высшей школы (в частности, это может быть программа спецкурса, прочитанного в рамках прохождения педпрактики). Вторая работа – это законченный текст с изложением результатов исследования, которое, как правило, ложится в основу будущей диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Каждый семестр на протяжении всех трёх лет аспиранты проходят переаттестацию, представляя отчёты о проделанной работе на заседании кафедры. Утверждённые и одобренные отчёты необходимо размещать на своей личной странице в университетской наукометрической системе ИСТИНА.

Помимо собственных занятий, аспирант имеет возможность посещать любые курсы бакалавриата и магистратуры, проводимые кафедрой.

Успешным аспирантам предоставляется возможность отправиться на стажировку в один из университетов-партнёров (в 2016-2018 годах – в Университет Страны Басков).

При благополучном завершении обучения по программе аспирантуры выпускник получает диплом с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь».