Аспирантура

Аспирантская программа ОТиПЛа нацелена на подготовку высококвалифицированных научных кадров по специальности 5.9.8 "Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика". Цель обучения в аспирантуре — проведение диссертационного исследования, находящегося на переднем крае современной лингвистической науки.

Обучение в аспирантуре кафедры теоретической и прикладной лингвистики содержит в себе несколько блоков:

  • учебные дисциплины по специальности
  • общенаучные и межкафедральные дисциплины
  • научно-исследовательская работа
  • педагогическая практика

На первом году обучения аспиранты слушают курсы по истории и философии науки и по иностранному языку (список доступных для выбора языков можно посмотреть здесь), а также общенаучный курс по специальности и общеуниверситетский курс, посвященный актуальным проблемам в разных областях науки. Кроме этого аспиранты должны выбрать тему своего исследования и утвердить её на заседании кафедры. Как правило, это происходит в течение первого месяца после зачисления, то есть в октябре.

Второй и третий годы посвящены научным исследованиям под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителем и другими сотрудниками кафедры. В процессе обучения предполагаются различные виды самостоятельной научной деятельности, выступления на конференциях, подготовка публикаций по теме исследования.

200x200.png

На втором году обучения каждый аспирант должен сдать зачёт по курсу по специальности и пройти педагогическую практику либо в первом, либо во втором семестре. Педпрактика может заключаться как в ассистировании на лекциях, так и в проведении самостоятельного спецкурса для студентов ОТиПЛа — это каждый аспирант решает со своим научным руководителем.

Последний год в аспирантуре не подразумевает обязательного посещения учебных курсов, все силы предполагается бросать на работу над диссертацией. В конце третьего года обучения аспирант подготавливает и защищает две квалификационные работы — педагогическую (в начале июня) и научную (в первой половине сентября). Первая представляет собой программу самостоятельно разработанного аспирантом учебного курса по лингвистике для высшей школы (в частности, это может быть программа спецкурса, прочитанного в рамках прохождения педпрактики). Вторая работа – это законченный текст с изложением результатов исследования, которое, как правило, ложится в основу будущей диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Каждый год на протяжении всех трёх лет аспиранты проходят переаттестацию, представляя отчёты о проделанной работе на заседании кафедры.

200x200.png

Помимо собственных занятий, аспирант имеет возможность посещать любые курсы бакалавриата и магистратуры, проводимые кафедрой. При благополучном завершении обучения по программе аспирантуры выпускник получает диплом с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь».