Аспирантура
Что думают родители
о моей специальности
Аспирантская программа ОТиПЛа нацелена на подготовку высококвалифицированных научных кадров в области теоретической и прикладной лингвистики по специальностям 10.02.19 — Теория языка, 10.02.20 — Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, 10.02.21 — Прикладная и математическая лингвистика. Цель обучения в аспирантуре — проведение диссертационного исследования, находящегося на переднем крае современной лингвистической науки.
Обучение по программам аспирантуры кафедры теоретической и прикладной лингвистики содержит в себе несколько блоков:
- учебные дисциплины по специальности
- общенаучные и межкафедральные дисциплины
- научно-исследовательская работа
- педагогическая практика
На первом году обучения аспиранты слушают курсы, необходимые для сдачи экзаменов кандидатского минимума: по специальности, по иностранному языку (английский / немецкий / французский), по истории и философии науки. В конце мая проходят соответствующие экзамены. Кроме этого аспиранты должны выбрать тему своего исследования и утвердить её на заседании кафедры. Как правило, это происходит в течение первого месяца после зачисления, то есть в октябре.
Второй и третий годы посвящены научным исследованиям под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителем и другими сотрудниками кафедры. В процессе обучения предполагаются различные виды самостоятельной научной деятельности, выступления на конференциях, подготовка публикаций по теме исследования.
Что думают друзья
Что думают технари
На втором году обучения каждый аспирант должен сдать зачёты по одному внутрикафедральному и одному межкафедральному курсу в каждый из семестров (список курсов доступен на странице отдела аспирантуры) и пройти педагогическую практику либо в первом, либо во втором семестре. Педпрактика может заключаться как в ассистировании на лекциях, так и в проведении самостоятельного спецкурса для студентов ОТиПЛа — это каждый аспирант решает со своим научным руководителем. В первом семестре второго года обучения также необходимо сдать зачёт по курсу «Психология и педагогика высшей школы».
Последний год в аспирантуре не подразумевает обязательного посещения учебных курсов, все силы предполагается бросать на работу над диссертацией. В конце третьего года обучения аспирант подготавливает и защищает две квалификационные работы — педагогическую (в начале июня) и научную (в первой половине сентября). Первая представляет собой программу самостоятельно разработанного аспирантом учебного курса по лингвистике для высшей школы (в частности, это может быть программа спецкурса, прочитанного в рамках прохождения педпрактики). Вторая работа – это законченный текст с изложением результатов исследования, которое, как правило, ложится в основу будущей диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Каждый семестр на протяжении всех трёх лет аспиранты проходят переаттестацию, представляя отчёты о проделанной работе на заседании кафедры. Утверждённые и одобренные отчёты необходимо размещать на своей личной странице в университетской наукометрической системе ИСТИНА.
Что думаю я
Чем я занимаюсь
на самом деле
Помимо собственных занятий, аспирант имеет возможность посещать любые курсы бакалавриата и магистратуры, проводимые кафедрой.
Успешным аспирантам предоставляется возможность отправиться на стажировку в один из университетов-партнёров (в 2016-2018 годах – в Университет Страны Басков).
При благополучном завершении обучения по программе аспирантуры выпускник получает диплом с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь».