Бакалавриат

Образовательные программы бакалавриата и магистратуры называются одинаково — «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Они складываются из лингвистических и математических дисциплин, а также курсов общенаучного направления.

Структура программы

Учебный план бакалавриата состоит из нескольких циклов.

В первую очередь это теория языка, где изучаются основные лингвистические дисциплины — фонетика, морфология, синтаксис, семантика, дискурс, типология. Соответствующие курсы позволяют студенту составить целостное представление о языке как о структурированной системе, вводят его в круг явлений, образующих предмет лингвистического исследования, и знакомят с методами, теоретическими установками и описательными приемами современной науки о языке. Параллельный цикл предполагает подробное и систематическое изучение современного русского языка (фонетика, морфология, синтаксис, семантика русского языка).

Важное место в программе занимает цикл математических дисциплин и основы прикладной лингвистики (понятийный аппарат математики, введение в прикладную лингвистику, математическая статистика и т. д.). Эти курсы знакомят студентов с областями математики, наиболее существенными для исследований языка как объекта математического моделирования (теория множеств, математическая логика, теория вероятностей, статистика и т. д.). Кроме того, студенты изучают основы программирования, знакомятся c приложениями, опирающимися на языковые технологии, с IТ-инструментами, используемыми в исследованиях языка, приемами автоматической обработки языка, а также конкретными исследованиями в соответствующих областях.

Студенты ОТиПЛа слушают цикл курсов по смежным лингвистическим дисциплинам: психолингвистике, нейролингвистике, социолингвистике, корпусной лингвистике, невербальной коммуникации и т. д. Эти курсы расширяют диапазон научных сюжетов, которые вводятся в основном теоретическом цикле. Здесь изучаются механизмы, позволяющие человеку понимать и порождать языковые высказывания, студенты знакомятся с исследованиями развития языковых способностей в процессе усвоения языка и структур мозга, ответственных за языковую деятельность. Кроме того, изучается функционирование языка как социального явления, обусловленного структурой общества и в тоже время оказывающего воздействие на многие социально-исторические процессы. Этот же цикл предлагает освоение экспериментальных и корпусных подходов к исследованию языковых механизмов.

Важный компонент программы — дисциплины, превращающие вчерашнего школьника в образованного человека с широким филологическим кругозором: старославянский язык, латынь, история лингвистических учений.

Важная роль отводится обучению иностранным языкам в коммуникативных целях: после четырех лет бакалавриата студенты хорошо говорят на двух иностранных языках.

Значительная часть программы отводится курсам по выбору и спецкурсам. Это дает обучающимся два преимущества: они приобретают знания о наиболее современных направлениях исследования по частным лингвистическим проблемам и получают возможность в большой степени сформировать собственный учебный план, сообразуясь профессиональными интересами и потребностями.

Содержание программы

С полным содержанием программы можно ознакомиться здесь.

Практика

Учебная практика на ОТиПЛе проходит в ведущих научных учреждениях Москвы (Институт языкознания РАН, Институт русского языка РАН, Институт востоковедения РАН и др.), а также в российских компаниях, занятых разработкой лингвистических приложений. Кроме того, на отделении существует 50-летняя традиция полевых исследований языков народов России, и каждое лето студенты проходят практику в лингвистических экспедициях. Татарстан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Марий-Эл, Удмуртия, Бурятия — это лишь малая часть тех мест, где в последние годы студенты ОТиПЛа имели возможность попробовать себя в качестве практикующего профессионального лингвиста.

Научная деятельность 

ОТиПЛ — это прямой путь к насыщенной студенческой научной жизни Москвы, России и мира. Уже на первом курсе студенты могут выступить с небольшими докладами на студенческих конференциях таких, как "Ломоносовские чтения" (МГУ) или СКИЛ (РГГУ). Студентам старших курсов за последние годы принадлежит не один десяток выступлений на серьезных научных форумах по теоретической и компьютерной лингвистике в России, Европе и США. Информация о научных достижениях студентов регулярно публикуется в новостях Отделения.

Общественная деятельность

ОТиПЛ дает своим студентам возможность попробовать себя в разнообразных видах полезной деятельности. Это помощь в организации и проведении Традиционной лингвистической олимпиады, научных конференций, организуемых Отделением, лингвистических курсах для школьников.

Кроме того, МГУ, являясь главным вузом страны, предлагает широкие возможности для проявления себя в спортивной и культурной сферах, организаторской деятельности. Каждый студент МГУ имеет возможность участвовать во множестве факультетских и общеуниверситетских мероприятий, таких, как игры "Что? Где? Когда?" и выступления КВН, конкурсы фотографии и фестивали короткометражных фильмов, индивидуальные спортивные соревнования и состязания факультетских команд. В вузе действует множество общественных организаций, которые открывают двери к активному частию в организации жизни университета: Профсоюз, Студенческий союз, Студенческий совет и другие. Также в МГУ есть различные творческие кружки, например, хор или танцевальные студии, и спортивные секции, где каждый сможет раскрыть свой потенциал.

Стажировки и программы обмена

Студенты ОТиПЛ регулярно проходят стажировки в крупных европейских научных центрах и участвуют в программах обмена (Берлинский университет имени Гумбольдта, Университет Тромсё, Университет Страны басков и др.).