Бакалавриат

Образовательные программы бакалавриата и магистратуры называются одинаково — «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Они складываются из лингвистических и математических дисциплин, а также курсов общенаучного направления.

Структура программы

Учебный план бакалавриата состоит из нескольких циклов.

В первую очередь это теория языка, где изучаются основные лингвистические дисциплины — фонетика, морфология, синтаксис, семантика, дискурс. Соответствующие курсы позволяют студенту составить целостное представление о языке как о структурированной системе, вводят его в круг явлений, образующих предмет лингвистического исследования, и знакомят с методами, теоретическими установками и описательными приемами современной науки о языке. Параллельный цикл предполагает подробное и систематическое изучение современного русского языка (фонетика, морфология, синтаксис, семантика русского языка).

Наиболее обширно в программе представлены два ключевых предмета — синтаксис (различные курсы на протяжении 5 семестров) и семантика (7 семестров), и это не случайно: за последние десятилетия именно в этих дисциплинах наблюдался самый бурный прирост знаний о языке. Кроме того, семантический блок отражает важнейшую идею новой программы: интегрировать частные математические и частные лингвистические дисциплины в единое целое.

Важное место в программе занимает цикл математических дисциплин и основы прикладной лингвистики. В математическом цикле отдельные полноценные курсы посвящены областям математики, наиболее существенным для исследований языка как объекта математического моделирования: математическому анализу и линейной алгебре, теории вероятностей, математической статистике и математической логике. В рамках цикла, посвященного прикладной лингвистике, студенты осваивают основы программирования (языки C# и Python), изучают машинное обучение и искусственный интеллект, знакомятся c приложениями, опирающимися на языковые технологии, с IТ-инструментами, используемыми в исследованиях языка, а также с конкретными исследованиями в соответствующих областях. В последнем семестре все изученное предстоит применить на практике, реализовав собственный компьютерно-лингвистический проект.

Студенты ОТиПЛа слушают цикл курсов по смежным лингвистическим дисциплинам: языкам мира и языковым ареаламлингвистической типологии, сравнительно-историческому языкознанию, социолингвистике, корпусной лингвистике и т. д. Эти курсы расширяют диапазон научных сюжетов, которые вводятся в основном теоретическом цикле. В них изучается  языковое разнообразие в его различных проявлениях, механизмы языковых изменений, функционирование языка как социального явления, обусловленного структурой общества и в тоже время оказывающего воздействие на многие социально-исторические процессы. Этот же цикл предлагает освоение экспериментальных и корпусных подходов к исследованию языка.

Отдельным блоком предметов представлены когнитивные науки. Этот 5-семестровый блок включает курсы по психологии познавательных процессов, психолингвистике, усвоению языка, нейробиологии и нейролингвистике. Здесь изучаются механизмы, позволяющие человеку понимать и порождать языковые высказывания, студенты знакомятся с исследованиями развития языковых способностей в процессе усвоения языка и структур мозга, ответственных за языковую деятельность. Большинство предметов когнитивного блока имеют большую экспериментальную составляющую, которая дает навыки самостоятельной работы с использованием современного оборудования, в том числе методологии айтрекинга (регистрации движений глаз).

Важный компонент программы — дисциплины, превращающие вчерашнего школьника в образованного человека с широким филологическим кругозором: старославянский и древнерусский языки, латынь, история лингвистических учений.

Существенная роль отводится обучению иностранным языкам в коммуникативных целях: после четырех лет бакалавриата студенты хорошо говорят на двух иностранных языках. В качестве первого иностранного языка можно выбрать английский, французский или немецкий. Второй иностранный язык предлагается из широкого диапазона, включающего испанский, норвежский, чешский, ирландский, финский и другие — каждый год в зависимости от желаний студентов формируются разные языковые группы.

Важная особенность учебного плана — вариативность. Значительную часть программы составляют курсы по выбору. В зависимости от научных и профессиональных интересов студенты могут выбрать продвинутые курсы по синтаксису, семантике, компьютерной лингвистике, когнитивным наукам. Кроме того, в каждом семестре предлагается уникальный набор спецкурсов, которые ведут как преподаватели отделения, так и приглашенные специалисты. В последние годы на отделении читались спецкурсы на самые разные темы от древнееврейского языка до лингвистических методов в эмоциональной робототехнике.

С полным содержанием программы можно ознакомиться здесь.

Практика

Учебная практика на ОТиПЛе проходит в ведущих научных учреждениях Москвы (Институт языкознания РАН, Институт русского языка РАН, Институт востоковедения РАН и др.), а также в российских компаниях, занятых разработкой лингвистических приложений. Кроме того, на отделении существует 50-летняя традиция полевых исследований языков народов России — каждое лето студенты проходят практику в лингвистических экспедициях. Татарстан, Кабардино-Балкария, Осетия, Мордовия, Марий-Эл, Бурятия — это лишь малая часть тех мест, где в последние годы студенты ОТиПЛа имели возможность попробовать себя в качестве практикующего профессионального лингвиста.

Научная деятельность 

Спектр научных интересов студентов отделения включает самые различные вопросы теоретической и прикладной лингвистики. Речевые сбои у русскоязычных детей, пути грамматикализации скандинавских глаголов, синтаксис относительного предложения в бурятском языке, нейролингвистические исследования структуры дискурса и автоматическое определение тональности текстов — вот лишь некоторые из тем, которые интересуют студентов отделения. Результаты своей научной деятельности студенты ОТиПЛа представляют на научных форумах и конференциях. Свои силы они пробуют на студенческих конференциях, таких как Ломоносовские чтения (МГУ), Студенческая конференция института лингвистики (РГГУ) или Конференция по типологии и граммматике для молодых исследований (ИЛИ РАН, Санкт-Петербург).

Чувствующие себя готовыми выйти на международную лингвистическую арену подают заявки и успешно выступают на ConSOLE (Conference of the Student Organization of Linguistics in Europe), которая ежегодно проводится в разных городах Европы. Глубина научного исследования и общий уровень лингвистической эрудированности студентов старших курсов позволяет им уже участвовать в серьезных, «взрослых» конференциях: ТМП (Типология морфосинтаксических параметров), Диалог, SLE (Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea) и многих других. Информация о научных достижениях студентов регулярно публикуется в новостях отделения.

Общественная деятельность

ОТиПЛ дает своим студентам возможность попробовать себя в разнообразных видах полезной деятельности. Это помощь в организации и проведении Традиционной лингвистической олимпиады, научных конференций, организуемых отделением, лингвистических курсах для школьников.

Кроме того, МГУ, являясь главным вузом страны, предлагает широкие возможности для проявления себя в спортивной и культурной сферах, организаторской деятельности. Каждый студент МГУ имеет возможность участвовать во множестве факультетских и общеуниверситетских мероприятий, таких как игры "Что? Где? Когда?" и выступления КВН, конкурсы фотографии и фестивали короткометражных фильмов, индивидуальные спортивные соревнования и состязания факультетских команд. В вузе действует множество общественных организаций, которые открывают двери к активному участию в организации жизни университета: Профсоюз, Студенческий союз, Студенческий совет и другие. Также в МГУ есть различные творческие кружки, например, хор, танцевальные студии и спортивные секции, где каждый сможет раскрыть свой потенциал.

Стажировки и программы обмена

Студенты ОТиПЛа регулярно проходят стажировки в крупных европейских научных центрах и участвуют в программах обмена.