«‎Языки и культуры обско-угорских народов»

27 апреля 2022 года
начало в 18:00
подключиться к Zoom-конференции

zhornik_sq.jpg

Исследования мансийского языка: история и современность

 

Дарья Олеговна Жорник

научный сотрудник Института языкознания РАН

 

Аннотация

Мансийский язык — меньший из обско-угорских языков, сегодня он насчитывает около 1000 носителей, которые проживают в Свердловской области и ХМАО-Югре. В докладе мы рассмотрим историю исследований мансийского языка начиная с 19 века, а также обсудим сегодняшнее положение дел в этой области. В рассказе будут затронуты, в первую очередь, полевые лингвистические исследования и их результаты, но также мы упомянем деятельность по расширению сфер функционирования мансийского языка и созданию актуального контента на языке.

toldova_sq.jpg

Казымский диалект хантыйского языка: результаты экспедиций Школы лингвистики НИУ ВШЭ и ОТиПЛа МГУ

 

Светалана Юрьевна Толдова

кандидат филологических наук, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ

 

при участии

Ильи Михайловича Егорова, научного сотрудника ШАГИ РАНГХиГС,
Алексея Андреевича Козлова, кандидата филологических наук, доцента Школы лингвистики НИУ ВШЭ

 

Аннотация

Доклад основан на материалах коллективных экспедиций Школы лингвистики НИУ ВШЭ и ОТиПЛа МГУ (2018-2022) по изучению казымского диалекта хантыйского языка. После краткого обзора социолингвистической ситуации мы рассмотрим некоторые интересные языковые явления хантыйского языка на материале казымского диалекта.

martynova_sq.jpg

Традиционное хозяйство и культура обских угров в меняющемся мире

 

Елена Петровна Мартынова

доктор исторических наук
профессор кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого

 

Аннотация

В докладе будут рассмотрены изменения, происходящие в хозяйстве и традиционной культуре обских угров в постсоветский период. В 1990-е годы этничность хантов и манси превратилась в мощный созидательный фактор, что проявилось в создании «родовых угодий», развитии оленеводства, создании родовых общин как особых органов хозяйствования и самоуправления. Наряду с этим переход к рынку привел к широкому распространению неформального предпринимательства среди коренных народов: прежде всего нелегальной продажи рыбы ценных пород, что до сих пор является важным источником дохода многих семей в сельской местности. Особое внимание автор планирует уделить роли этнической интеллигенции в возрождении традиций, в том числе религиозных. Происходило восстановление священных мест, возобновились практики жертвоприношений и медвежьих праздников, активизировались шаманские практики. Одновременно среди хантов и манси (особенно среди городских) росло влияние Русской православной церкви, отмечалось увлечение «новыми» религиозными течениями. В Ханты-Мансийском округе официальный статус имеют традиционные обско-угорские праздники, которые стали важной формой презентации этнической культуры через исполнение песен, танцев, демонстрацию традиционной одежды.