Кем быть? Часть 2

Как школы перешли на дистанционный формат обучения? Обо всей внутренней инфраструктуре не понаслышке знает Михаил Грабарник, выпуск ОТиПЛ 2018.

— Первый опыт работы в образовательном онлайн-проекте я получил на втором курсе университета, когда у одного из преподавателей возникла идея сделать адаптивную онлайн-платформу для обучения школьников. Для этого он собрал небольшую команду из студентов, к которой мне посчастливилось примкнуть. Идеи были очень амбициозные, но за пределы прототипа проект не вышел. Зато я получил первый опыт и на третьем курсе случайно увидел вакансию стажера в онлайн-отделе школы «Летово», которая к тому моменту только строилась, но уже создавалась необходимая учебная инфраструктура. Меня взяли, а по окончанию ОТиПЛа предложили остаться в школе на постоянной основе — развивать онлайн-образовательную платформу для школьников 5-8 классов letovo.online. И через неделю после защиты диплома я вышел на свою первую работу.

Misha-small2.png

Надо сказать, что кафедра ТиПЛ в резюме, по моим наблюдениям, часто дает в глазах работодателя кредит доверия. Я бы даже сказал, что это хороший способ проверить потенциальное место работы — если наше отделение вызывает вопросы или недоумение, мне кажется, стоит еще подумать, а нужно ли вам в это место идти. Причем это работает и с большими компаниями: к примеру, еще в университете мне довелось участвовать в образовательном конкурсе от Boston Consulting Group. И на этапе собеседований все прошло замечательно: я рассказывал про свои проекты в университете, к примеру, про участие в Языках Москвы и исследования с мигрантами.

Misha2.jpg

Первое посещение кампуса после защиты диплома. Тогда я еще не знал, что впереди бессонные ночи перед открытием школы.

Misha3.jpg

Вид со второго этажа школьного кампуса.

Я думаю, что разнообразие опыта и знаний, с которыми ты выходишь после ОТиПЛа — это одно из главных преимуществ кафедры. После такого образования легко ориентироваться в разных областях, а это особенно помогает в работе. И еще, обучение у преподавателей кафедры задает очень высокий уровень работы, и в дальнейшем, уже после выпуска, эту планку очень не хочется снижать.

Сейчас я работаю проджект менеджером платформы letovo.online — внедряю новый функционал, занимаюсь аналитикой и работаю над новыми проектами. А их достаточно много, особенно в новой реальности: к примеру, недавно мы проводили химическую олимпиаду в онлайн-формате, активно развиваем олимпиадную подготовку, а сейчас готовим к запуску новые онлайн-кружки, среди которых, кстати, есть и лингвистический.

Ira2.jpg

«Когда я училась в школе, то думала, что вот неужели я повзрослею, буду сидеть в офисе и делать какие-то серьезные и скучные дела. К счастью, этого не произошло, и оказалось, что чтобы зарабатывать, нужно всего лишь…»
прочитать рассказ Ирины Хомченковой, выпуск ОТиПЛ 2018 и 2020.


— Когда я училась в школе, то думала, что вот неужели я повзрослею, буду сидеть в офисе и делать какие-то серьезные и скучные дела. К счастью, этого не произошло, и оказалось, что зарабатывать можно, думая про суффиксы в языках.

Сначала я думала про суффиксы только за идею (что нормально на первых курсах обучения, т.к. это считается за летнюю практику). Однако моя меркантильная сторона чувствовала некую неудовлетворенность. Я спросила у Ксюши (лаборант кафедры — прим. ред.), нет ли какой-нибудь доступной работы, и вскоре после этого оказалась в гранте, посвященном языковым контактам на севере (рук. О. В. Ханина), а конкретно наш микроколлектив (рук. Н. М. Стойнова) исследовал русский язык этого региона. Так в 2017 году я попала в Институт языкознания и получила трудовую книжку.

Далее меня ожидал стремительный карьерный рост: из старшего лаборанта я превратилась в лаборанта-исследователя. Я ожидала, что рост продолжится примерно в этом направлении, но оказалось, что русским языком мы занимались неспроста. Так в 2018 году я попала в Институт Русского языка им. В. В. Виноградова (в отдел к В. А. Плунгяну), а именно в новую группу по изучению контактного взаимодействия русского языка с языками коренных народов России (рук. Н. М. Стойнова), где как раз появилась ставка младшего научного сотрудника.

Ira-small.png

Ira3-small.png

В целом работа в ИРЯ (и вообще в институтах РАН) привлекательна довольно свободным графиком (писать статьи и мыслить суффикс можно и дома) и простором для творчества (никто не заставит изучать ТОЛЬКО русский язык). Еще можно ездить на конференции в теплые страны и вместе с непосредственным начальником изучать не только языки, но и музеи, парки и детские площадки. Организовывать конференции тоже по своему приятное занятие, а один раз мне даже довелось вести секцию с очень уважаемыми людьми.

Когда, уезжая из России пять лет назад, думал, что будешь учить русскому языку, а сегодня — отказываешь Гуглу ради Фейсбука. Слово Яне Волновой, выпуск ОТиПЛ 2015.

— После окончания университета я собиралась работать преподавателем русского языка как иностранного. Мы с мужем планировали уезжать за границу, потому что ему предложили работу программистом в крупной IT-фирме. Я считала, что работать по специальности у меня там не получится, поэтому на 4 курсе ходила на курсы РКИ.

После переезда я написала в несколько школ русского языка, но через какое-то время знакомый скинул мне ссылку на вакансию: в Лондоне ищут русскоязычного лингвиста. Я очень удивилась, как такое могло случиться, что в Лондоне кому-то нужен русскоязычный лингвист. Я отправила резюме, и оказалось, что фирма ищет лингвистов для Google. На интервью нужно было показать знания в области морфологии, синтаксиса и семантики, что не составило большого труда после теоретических курсов ОТиПЛа. Я с легкостью прошла интервью, и меня приняли! Я обрадовалась, о таком начале карьеры я даже не могла мечтать. Мне повезло, что незадолго до моего переезда Гугл решил сделать команду русскоязычных лингвистов именно в Лондоне.

Сначала наша команда подготавливала данные на русском языке для усовершенствования алгоритмов машинного обучения. Мы занимались морфологической, синтаксической и семантической разметкой, составлением и редактированием данных, описанием того, как особенности русского языка повлияют на дизайн того или иного проекта. Периодически приходили задания на составление регулярных выражений, и как же здорово, что на ОТиПЛе меня этому научили, и я успешно с ними справлялась. Затем мы стали работать над запуском Google Assistant на русском. Эта работа включала в себя написание ручных грамматик и тренировку моделей для анализа запросов.

Yana-small.png

После запуска Google Assistant меня повысили и я стала Project Manager. Теперь к моим непосредственным задачам лингвиста добавилась управленческая работа: проведение интервью и обучение новых членов команды, проверка их работы, общение с инженерами и руководителями проектов. Знания, полученные в университете, часто помогали наглядно описать характерные для русского проблемы и ограничения с помощью сопоставления с другими языками. А необходимость разбираться с самыми разными программами на протяжении всего обучения, будь то Gate или SPSS, помогали мне легко обучаться работе с внутренними инструментами Гугла. Пригодились и курсы программирования: мы работали с кодовой базой Гугла, запускали скрипты для тренировки и оценки качества моделей, разбирались с сообщениями об ошибках, если что-то шло не так.

Но больше всего программирование пригодилось потом, когда после трех лет работы я решила уйти из компании. В какой-то момент то, что мы были наняты не напрямую Гуглом, а через посреднические фирмы, стало ограничивать возможности для профессионального роста, а делать всю жизнь одну работу мало кому хочется. Я решила, что кем бы я ни пошла работать потом, мне нужно научиться лучше программировать. Я прошла курсы по Питону на Курсере, начала решать простые задачки на Codeforces.com. Сейчас у меня есть офферы на позицию Software Developer Apprentice в Facebook и Google, я решила идти в Facebook. Это программа для людей, которые не хотят получать профильное высшее образование, но хотят попробовать себя в программировании. На этой программе 20% времени посвящено учебе и 80% времени — работе. Чтобы туда попасть, нужны базовые навыки программирования, которые проверяют на нескольких интервью. После удачного завершения программы есть возможность устроиться в эти компании на постоянную работу.

Я очень рада, что в свое время выбрала ОТиПЛ. Сейчас, когда карьера может развиваться самым неожиданным образом и люди часто пробуют себя в разных сферах, преимущество получают люди с широким кругом знаний, которые умеют быстро учиться. И ОТиПЛ как раз про это. С одной стороны, нас обучали предметам из разных областей лингвистики и смежных дисциплин, и теперь кто-то из моих одногруппников работает в нейролингвистике, кто-то переводчик, а кто-то, как и я, ушел в программирование. С другой стороны, нас научили учиться. Когда в одну сессию сдаешь и старославянский, и математику, чувствуешь, что ты способен на все. А некоторые предметы так хорошо шевелили мозги (тут хочется передать горячий привет Сергею Георгиевичу и его курсу русской морфо[но]логии), что польза от процесса обучения чуть ли не больше, чем от его результата. Так что выпускники ОТиПЛа точно не пропадут, чем бы они ни решили заниматься.

Последние новости
2 дек. 2019 г., 16:48
ОТиПЛ проводит 2-ую конференцию «Малые языки в большой лингвистике»
28 нояб. 2019 г., 18:37
Поздравляем Олега Игоревича Беляева с тридцатилетием!
26 нояб. 2019 г., 11:35
Впечатления второкурсниц Тамары Фейгиной и Анны Мельник