Кем быть? Часть 2

Как школы перешли на дистанционный формат обучения? Обо всей внутренней инфраструктуре не понаслышке знает Михаил Грабарник, выпуск ОТиПЛ 2018.

— Первый опыт работы в образовательном онлайн-проекте я получил на втором курсе университета, когда у одного из преподавателей возникла идея сделать адаптивную онлайн-платформу для обучения школьников. Для этого он собрал небольшую команду из студентов, к которой мне посчастливилось примкнуть. Идеи были очень амбициозные, но за пределы прототипа проект не вышел. Зато я получил первый опыт и на третьем курсе случайно увидел вакансию стажера в онлайн-отделе школы «Летово», которая к тому моменту только строилась, но уже создавалась необходимая учебная инфраструктура. Меня взяли, а по окончанию ОТиПЛа предложили остаться в школе на постоянной основе — развивать онлайн-образовательную платформу для школьников 5-8 классов letovo.online. И через неделю после защиты диплома я вышел на свою первую работу.

Misha-small2.png

Надо сказать, что кафедра ТиПЛ в резюме, по моим наблюдениям, часто дает в глазах работодателя кредит доверия. Я бы даже сказал, что это хороший способ проверить потенциальное место работы — если наше отделение вызывает вопросы или недоумение, мне кажется, стоит еще подумать, а нужно ли вам в это место идти. Причем это работает и с большими компаниями: к примеру, еще в университете мне довелось участвовать в образовательном конкурсе от Boston Consulting Group. И на этапе собеседований все прошло замечательно: я рассказывал про свои проекты в университете, к примеру, про участие в Языках Москвы и исследования с мигрантами.

Misha2.jpg

Первое посещение кампуса после защиты диплома. Тогда я еще не знал, что впереди бессонные ночи перед открытием школы.

Misha3.jpg

Вид со второго этажа школьного кампуса.

Я думаю, что разнообразие опыта и знаний, с которыми ты выходишь после ОТиПЛа — это одно из главных преимуществ кафедры. После такого образования легко ориентироваться в разных областях, а это особенно помогает в работе. И еще, обучение у преподавателей кафедры задает очень высокий уровень работы, и в дальнейшем, уже после выпуска, эту планку очень не хочется снижать.

Сейчас я работаю проджект менеджером платформы letovo.online — внедряю новый функционал, занимаюсь аналитикой и работаю над новыми проектами. А их достаточно много, особенно в новой реальности: к примеру, недавно мы проводили химическую олимпиаду в онлайн-формате, активно развиваем олимпиадную подготовку, а сейчас готовим к запуску новые онлайн-кружки, среди которых, кстати, есть и лингвистический.

Ira2.jpg

«Когда я училась в школе, то думала, что вот неужели я повзрослею, буду сидеть в офисе и делать какие-то серьезные и скучные дела. К счастью, этого не произошло, и оказалось, что чтобы зарабатывать, нужно всего лишь…»
прочитать рассказ Ирины Хомченковой, выпуск ОТиПЛ 2018 и 2020.


— Когда я училась в школе, то думала, что вот неужели я повзрослею, буду сидеть в офисе и делать какие-то серьезные и скучные дела. К счастью, этого не произошло, и оказалось, что зарабатывать можно, думая про суффиксы в языках.

Сначала я думала про суффиксы только за идею (что нормально на первых курсах обучения, т.к. это считается за летнюю практику). Однако моя меркантильная сторона чувствовала некую неудовлетворенность. Я спросила у Ксюши (лаборант кафедры — прим. ред.), нет ли какой-нибудь доступной работы, и вскоре после этого оказалась в гранте, посвященном языковым контактам на севере (рук. О. В. Ханина), а конкретно наш микроколлектив (рук. Н. М. Стойнова) исследовал русский язык этого региона. Так в 2017 году я попала в Институт языкознания и получила трудовую книжку.

Далее меня ожидал стремительный карьерный рост: из старшего лаборанта я превратилась в лаборанта-исследователя. Я ожидала, что рост продолжится примерно в этом направлении, но оказалось, что русским языком мы занимались неспроста. Так в 2018 году я попала в Институт Русского языка им. В. В. Виноградова (в отдел к В. А. Плунгяну), а именно в новую группу по изучению контактного взаимодействия русского языка с языками коренных народов России (рук. Н. М. Стойнова), где как раз появилась ставка младшего научного сотрудника.

Ira-small.png

Ira3-small.png

В целом работа в ИРЯ (и вообще в институтах РАН) привлекательна довольно свободным графиком (писать статьи и мыслить суффикс можно и дома) и простором для творчества (никто не заставит изучать ТОЛЬКО русский язык). Еще можно ездить на конференции в теплые страны и вместе с непосредственным начальником изучать не только языки, но и музеи, парки и детские площадки. Организовывать конференции тоже по своему приятное занятие, а один раз мне даже довелось вести секцию с очень уважаемыми людьми.

Когда, уезжая из России пять лет назад, думал, что будешь учить русскому языку, а сегодня — отказываешь Гуглу ради Фейсбука. Слово Яне Волновой, выпуск ОТиПЛ 2015.

— После окончания университета я собиралась работать преподавателем русского языка как иностранного. Мы с мужем планировали уезжать за границу, потому что ему предложили работу программистом в крупной IT-фирме. Я считала, что работать по специальности у меня там не получится, поэтому на 4 курсе ходила на курсы РКИ.

После переезда я написала в несколько школ русского языка, но через какое-то время знакомый скинул мне ссылку на вакансию: в Лондоне ищут русскоязычного лингвиста. Я очень удивилась, как такое могло случиться, что в Лондоне кому-то нужен русскоязычный лингвист. Я отправила резюме, и оказалось, что фирма ищет лингвистов для Google. На интервью нужно было показать знания в области морфологии, синтаксиса и семантики, что не составило большого труда после теоретических курсов ОТиПЛа. Я с легкостью прошла интервью, и меня приняли! Я обрадовалась, о таком начале карьеры я даже не могла мечтать. Мне повезло, что незадолго до моего переезда Гугл решил сделать команду русскоязычных лингвистов именно в Лондоне.

Сначала наша команда подготавливала данные на русском языке для усовершенствования алгоритмов машинного обучения. Мы занимались морфологической, синтаксической и семантической разметкой, составлением и редактированием данных, описанием того, как особенности русского языка повлияют на дизайн того или иного проекта. Периодически приходили задания на составление регулярных выражений, и как же здорово, что на ОТиПЛе меня этому научили, и я успешно с ними справлялась. Затем мы стали работать над запуском Google Assistant на русском. Эта работа включала в себя написание ручных грамматик и тренировку моделей для анализа запросов.

Yana-small.png

После запуска Google Assistant меня повысили и я стала Project Manager. Теперь к моим непосредственным задачам лингвиста добавилась управленческая работа: проведение интервью и обучение новых членов команды, проверка их работы, общение с инженерами и руководителями проектов. Знания, полученные в университете, часто помогали наглядно описать характерные для русского проблемы и ограничения с помощью сопоставления с другими языками. А необходимость разбираться с самыми разными программами на протяжении всего обучения, будь то Gate или SPSS, помогали мне легко обучаться работе с внутренними инструментами Гугла. Пригодились и курсы программирования: мы работали с кодовой базой Гугла, запускали скрипты для тренировки и оценки качества моделей, разбирались с сообщениями об ошибках, если что-то шло не так.

Но больше всего программирование пригодилось потом, когда после трех лет работы я решила уйти из компании. В какой-то момент то, что мы были наняты не напрямую Гуглом, а через посреднические фирмы, стало ограничивать возможности для профессионального роста, а делать всю жизнь одну работу мало кому хочется. Я решила, что кем бы я ни пошла работать потом, мне нужно научиться лучше программировать. Я прошла курсы по Питону на Курсере, начала решать простые задачки на Codeforces.com. Сейчас у меня есть офферы на позицию Software Developer Apprentice в Facebook и Google, я решила идти в Facebook. Это программа для людей, которые не хотят получать профильное высшее образование, но хотят попробовать себя в программировании. На этой программе 20% времени посвящено учебе и 80% времени — работе. Чтобы туда попасть, нужны базовые навыки программирования, которые проверяют на нескольких интервью. После удачного завершения программы есть возможность устроиться в эти компании на постоянную работу.

Я очень рада, что в свое время выбрала ОТиПЛ. Сейчас, когда карьера может развиваться самым неожиданным образом и люди часто пробуют себя в разных сферах, преимущество получают люди с широким кругом знаний, которые умеют быстро учиться. И ОТиПЛ как раз про это. С одной стороны, нас обучали предметам из разных областей лингвистики и смежных дисциплин, и теперь кто-то из моих одногруппников работает в нейролингвистике, кто-то переводчик, а кто-то, как и я, ушел в программирование. С другой стороны, нас научили учиться. Когда в одну сессию сдаешь и старославянский, и математику, чувствуешь, что ты способен на все. А некоторые предметы так хорошо шевелили мозги (тут хочется передать горячий привет Сергею Георгиевичу и его курсу русской морфо[но]логии), что польза от процесса обучения чуть ли не больше, чем от его результата. Так что выпускники ОТиПЛа точно не пропадут, чем бы они ни решили заниматься.

Последние новости
26 апр. 2022 г., 17:23
Продолжает работу онлайн-семинар «По России с любовью»: 27 апреля будут обсуждаться языки и культуры обско-угорских народов – хантов и манси.
23 февр. 2022 г., 23:49
Открыта регистрация на первый тур Традиционной олимпиады по лингвистике для школьников.
16 февр. 2022 г., 18:22
Открыт приём тезисов для участия в Девятой конференции-школе «Проблемы языка: взгляд молодых учёных» (28-30 апреля 2022 года, онлайн)