Нартский эпос.jpg

Магистерская программа
«Модели структурно-семантического анализа языков и культур коренных народов России»

Межфакультетская магистерская программа «Модели анализа языков и культур коренных народов России» реализуется в рамках научно-образовательной школы «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» совместно филологическим и историческим факультетами.

Структура программы

Программа направлена на подготовку специалистов по анализу языковых и социокультурных данных, обладающих широким кругом знаний и навыков в области исследования языкового и культурного разнообразия, методологии обработки данных, описания языков и культур методами точных наук.

Цикл курсов «Теория языка» отвечает за подготовку студентов в области языкознания и охватывает основные области общей теории языка: теоретическая морфология и фонология, теоретическая семантика, теоретический синтаксис, теория и практика дискурсивного анализа. Эти курсы в общих чертах воспроизводят структуру цикла «Теория языка» в программе бакалавриата Отделения теоретической и прикладной лингвистики, представляют собой ее продолжение и развитие и в совокупности дают студентам содержательное представление о естественном языке, его структуре и функционировании. Студентам, которые не проходили бакалаврскую программу ОТиПЛа, будут предложены адаптационные возможности.

Двухсеместровый курс «Языки России» дает сумму сведений о более чем 100 языках, носители которых живут на территории нашей страны — тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских, абхазо-адыгских, нахско-дагестанских, иранских, финно-угонских, самодийских, чукотско-камчатских и др. Курс «Языковое разнообразие» рассказывает о параметрах межъязыкового варьирования и ограничениях на него.

Курсы из социокультурного блока дисциплин («Население России», «Национальная и языковая политика Российской Федерации», «Обычное право коренных и малочисленных народов России») познакомят студентов с демографическим, этническим, языковым и конфессиональным разнообразием России, с особенностями ее национальной и языковой политики. Кроме этого, студентов ждут специализированные курсы, посвященные народам Сибири и Кавказа.  

Важнейшая идея магистерской программы — ее высокая селективность: около трети программы составляют курсы по выборы и спецкурсы. Студенты получают возможность в большой степени сформировать собственный план обучения, сообразуясь со своими научными интересами и планами дальнейшей профессиональной деятельности.

Курсы по выбору, которые преподаются на постоянной основе, направлены на углубленное знакомство с частными проблемами современной лингвистики (например, «Теория грамматических изменений», «Основные направления когнитивной семантики», «Введение в этнолингвистику», «Введение в билингвизм» и т.д.), на ознакомление с функционированием языков России в широком культурно-историческом контексте, в частности, в литературе и фольклоре («Модели формирования и развития литератур коренных народов России», «Этнокультурные стереотипы в структуре фольклорных жанров», «Многонациональная Россия и культурная политика: эпоха Екатерины II»).

Блок курсов по выбору, посвященных межэтническим взаимодействиям, политическим и географическим аспектам жизни народов России  включает курсы «Этнополитология», «Межэтнические конфликты», «Историческая география народов России», «Проблемы коренных народов политического фронтира»,  «Этнические процессы и повседневная жизнь Европейского Севера России в XVIII-XX веках», «Эмоциональные режимы: культурная артикуляция эмоций у коренных народов Севера».

Список спецкурсов формируется в каждом семестре отдельно (см. раздел «Текущий семестр»).

Кроме перечисленных, студенты слушают семестровый курс английского языка для профессиональной коммуникации, курс по математическим методам в лингвистических исследованиях, а также курс философии.

Содержание программы

С полным содержанием программы можно ознакомиться здесь.

Практика

Учебная и производственная практика проходит в ведущих научных учреждениях Москвы, в частности, в институтах Российской академии наук. Кроме того, вне зависимости от предыдущего учебного опыта, студенты, успешно справляющиеся с освоением программы магистратуры, имеют возможность присоединиться к полевым исследованиям языков России, проводимых отделением теоретической и прикладной лингвистики. Татарстан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Марий-Эл, Удмуртия, Бурятия — это лишь малая часть тех мест, где в последние годы студенты имели возможность попробовать себя в качестве практикующего профессионала.