Научно-образовательная школа МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» 
(направление «Модели анализа языков и культур коренных народов России»)

Описание и анализ языков и культур коренных и малочисленных народов — одно их ключевых направлений исследований, обеспечивающих сохранение культурно-исторического наследия и языкового разнообразия. Научная деятельность по направлению «Модели анализа языков и культур коренных народов России» нацелена на проведение полевых исследований языков России, их анализ с применением теоретического аппарата формальных грамматик, создание интегральных грамматических описаний, получение объективной социолингвистической картины по языковой ситуации для исследуемых языков и этнической ситуации в соответствующих регионах, выработку общей оценки и рекомендаций по их сохранению или возможной ревитализации.

Объединение исследовательских усилий филологического и исторического факультетов в рамках научной школы, нацеленной на изучение языкового и культурного разнообразия, продиктовано как логикой общего развития обеих дисциплин, так и самим предметов исследования, где лингвистический и этнологический элементы представляют собой части естественного целого.

Программа исследования малых языков народов России и бывшего СССР осуществляется на филологическом факультете начиная с 1967 года. Ее инициатором и многолетним руководителем был заведующий кафедрой ТиПЛ чл.-корр. РАН А.Е. Кибрик (1939-2012). С 2019 года с целью развития этого направления исследований при кафедре был образован центр исследования языков коренных народов России.

Научный подход, реализуемый в рамках программы, сочетает формальные и функциональные теории языка и современные технологии полевого исследования. Достоинствами такого подхода являются, с одной стороны, максимальная точность и эксплицитность теоретического анализа, а с другой — широкая эмпирическая база, открывающая путь к теоретически значимым обобщениям. Это позволяет достичь нового качества описания фактов, а также использовать эти факты для уточнения теоретических и типологических ожиданий.

дипломы

doska.jpg

doska_caus.jpg