Наши студенты - "Молодые типологи"
На три дня, с 21 по 23 ноября, Санкт-Петербург снова стал столицей с некоторой оговоркой: столицей молодой типологии и грамматики, или типологии и грамматики для молодых. Наши второкурсники, впервые принявшие участие в конференции, рассказали нам о своих впечатлениях:
Тамара Фейгина:
— Знаете, зачем «Молодые типологи» проводятся в ноябре? Чтобы лишь горстка избранных, не убоявшихся суровой питерской действительности, смогла попасть на это удивительное мероприятие, чем-то напоминающее салон XIX века. Доброжелательная, рабочая обстановка, истинно петербургская точность регламента, свобода научного и неформального общения, внимательные, заинтересованные слушатели — всё это так естественно и так необычно, что с трудом верится. Вопросов не боишься — их ждёшь с нетерпением, они куда важнее самого доклада. Потому что где ещё встретишь людей, столь далёких от твоей темы (балкарская ИГ, точнее, маркирование посессивности при эллипсисе вершины) и с такой наивной самоуверенностью готовых предложить тебе своё решение? Где ещё твоё робкое «… но вообще тут всё устроено сложно, и я пока толком не понял, как» вызовет не зевки вперемежку с гнилыми помидорами, а целый шквал предложений, замечаний, гипотез и уточнений? Возникает счастливая иллюзия, что для науки несть генеративист ни функционалист, а есть только поиск истины и те, кому посчастливилось им заняться. Вот только хотелось бы верить, что эта иллюзия не пропадает после тридцати пяти.
Аня Мельник:
— Хотя иногда казалось, что конференцию буквально захватили участники нескольких лингвистических экспедиций и ты сам находишься на экспедиционном семинаре, в программе всё же нашлось место тем, кто выбрал другой путь к типологии и грамматике. Неожиданно интересным для меня оказался доклад Анны Клезович, студентки Вышки, о фонемных конфигурациях рук в русском жестовом языке. Она разработала алгоритм, который автоматически выделяет из видео в словаре начальное и конечное положения рук (холды́). Во-первых, это практически полезно, потому что для экономии данных иногда используют не видео, а фото с наложенными холдами. Во-вторых, у Анны была цель изучить фонемы и аллофоны в РЖЯ. С помощью алгоритма ей удалось обнаружить около 116 конфигураций рук, из которых затем было выделено 23 фонемы, хотя ранее предполагалось, что в жестовом языке невозможно выделить более 80 конфигураций. Но ей предстоит еще много работы, поскольку, как известно, жест состоит из локализации, ориентации, движения и немануального компонента.